Город: Москва
Недавно Банк России представил новую стратегию надзора за микрофинансовыми организациями. Основные моменты были озвучены руководителем Службы по защите прав потребителей – Михаилом Мамутом.
На сегодняшний день основные мероприятия по защите прав потребителей, которые проводит Банк России, ориентированы на предупреждение и профилактику правонарушений, а не на их выявление и борьбу с последствиями, как это было раньше. С этой целью сегодня ведется активная работа по выявлению причин нарушений потребительских прав. Ранее же проверки осуществлялись уже после совершения незаконных действий, когда в государственные органы обращались пострадавшие граждане.
Сегодня проверка осуществляется по перечню критериев, одним из которых является взаимодействие с бюро кредитных историй (БКИ).
По итогам последней проверки в текущем году было выявлено 600 некредитных финансовых организаций, которые не смогли предоставить договора на оказание информационных услуг в БКИ. Подобное поведение компаний является серьезным нарушением, так как клиента лишают законного права на создание достоверной кредитной истории. Более негативный эффект наблюдается в тех случаях, когда заемщик погашает кредит, а НФО не подает в БКИ информацию о закрытии оформленного ранее займа. В этом случае портится кредитная история клиента.
Предоставление не актуальной информации в БКИ чревато еще и тем, что банки не смогут правильно определить совокупную задолженность гражданина. Следовательно, долговая нагрузка будет рассчитана некорректно. Такм образом, страдают как сами потребители, так и банки. Для предупреждения данной ситуации, начиная с марта текущего года, Банк России будет выявлять подобные нарушения законодательства.